Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Чем, на ваш взгляд, определяется успешность школы?
Всего 17 человек
Голосование
Какой вид отдыха ты предпочитаешь летом?
Всего 19 человек
Голосование
Оцените школьный сайт.
Всего 99 человек
Голосование
Нужен ли на школьном сайте форум?
Всего 81 человек

МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. КЛАССИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА. ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Дата: 5 апреля 2013 в 13:52, Обновлено 17 апреля 2015 в 15:25

 

Управление образования Волковысского райисполкома

ГУО «Субочский учебно-педагогический комплекс

детский сад-средняя школа» 

 

Субочи, 2013

 

Рекомендовано методическим советом

 

 

КЛАССИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА. ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

 

Основные этапы урока

1.     Организационный момент

2.     Этап проверки домашнего задания. Этап проверки знаний, умений и навыков

3.     Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

4.     Этап усвоения новых знаний и способов действий

5.     Этап первичной проверки понимания изученного

6.     Этап закрепления нового материала.  

7.     Этап применения знаний и способов действий

8.     Этап обобщения и систематизации знаний

9.     Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

10.                       Этап коррекции знаний и способов действий

11.                       Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

12.                       Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока.

 

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

          I.          уроки изучения нового учебного материала   

        II.          уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)   

      III.          уроки обобщения и систематизации   

      IV.          комбинированные уроки   

        V.          уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

 

Урок изучения нового материала:

·         первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

·         указание на то, что учащиеся должны запомнить;

·         мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

·         сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

·         первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

·         контроль результатов первичного запоминания;

·         регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

·         внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

·         частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

 

 Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

·         сообщение учащимся цели предстоящей работы;

·         воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

·         выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

·         проверка выполненных работ;

·         обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

·         задание на дом (если это необходимо).

 

Урок формирования умений и навыков:

·         постановка цели урока;

·         повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

·         проведение проверочных упражнений;

·         ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

·         упражнения на их освоение;

·         упражнения на их закрепление;

·         тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

·         упражнения на перенос в сходную ситуацию;

·         упражнения творческого характера;

·         итог урока;

·         задание на дом.

 

Урок применения знаний, умений и навыков:

·         организация начала урока (психологический настрой учащихся);

·         сообщение темы урока и его задач;

·         изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

·         формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

·         упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

·         творческое применение знаний и умений;

·         упражнение по отработке навыков;

·         домашнее задание;

·         итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

 

Урок повторения:

·         организация начала урока;

·         постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

·         проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной).   

·         подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

·         задание на дом.

 

Повторительно-обобщающий урок:

·         организационный момент;

·         вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

·         выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

·         проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

·         формулирование выводов по изученному материалу;

·         оценка результатов урока;

·         подведение итогов;

·         задание на дом (не всегда).

 

Урок контроля и коррекции:

·         организация начала урока (необходимо создать спокойную, деловую обстановку - дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала);

·         постановка задач урока (учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать, просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе, напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы);

·         изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.; задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика);

·         подведение итогов урока  (учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками -иногда на это уходит следующий урок);

·         определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

·         организация начала урока;

·         проверка домашнего задания, постановка цели урока;

·         подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

·         изучение нового материала, в том числе и объяснение;

·         закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

·         обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

·         подведение итогов и результатов урока;

·         задание на дом;

·         подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.