Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Чем, на ваш взгляд, определяется успешность школы?
Всего 15 человек
Голосование
Какой вид отдыха ты предпочитаешь летом?
Всего 16 человек
Голосование
Оцените школьный сайт.
Всего 96 человек
Голосование
Нужен ли на школьном сайте форум?
Всего 76 человек

Пути формирования у школьников культуры труда как социальной так и личностной ценностей

Дата: 14 декабря 2015 в 15:54, Обновлено 14 декабря 2015 в 15:56

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»

(Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия»

(Стендаль)

Что такое культура труда?

1)Так, в сочинениях В.А. Сухомлинского культура труда - это такая степень духовного развития, когда человек не может без труда во имя общего блага, когда труд наполняет его жизнь высоким нравственным вдохновением, духовно обогащает жизнь коллектива.

2)В педагогике культуру труда рассматривают как умение и привычку рационально планировать, организовывать и учитывать свою работу и работу товарищей, подчиняясь трудовой дисциплине и выполняя общие задачи трудовой деятельности коллектива.

3)В энциклопедическом словаре дано такое определение: «культура труда - культурологическая и социологическая категория, выражающая культуро-формирующее  влияние труда на человека. Культура труда - это система, развитие и функционирование которой дает возможность обеспечивать оптимальное качество трудового процесса - основное условие проявление сущностных сил человека»

4)4) В «Словаре по этике» культура труда трактуется, как способность правильно организовывать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и формы организации для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции

Формирование у учащихся готовности к труду – составная часть целостного педагогического процесса

    Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе  поэтапно,  с учетом  возраста,  на  основе   принципов   целостности,   непрерывности   и направлены на решение основной цели:

  • сформировать устойчивые ориентации  на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности;
  • обеспечить практическую  и нравственно-психологическую  готовность  к  творческому   труду;  
  • воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить  творческие способности,  интеллектуальные,  психиатрические   и   физические   качества личности. 

Трудовая подготовка осуществляется на всех этапах школьного обучения  и строится   с   учетом   психического   развития   и   социального статуса школьников. Она направлена на решение следующих задач,  вытекающих  из основной цели:

  • Воспитания трудолюбия как черты общечеловеческой морали.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное  отношение  к труду, проявляющееся в трудовой активности  стараний  и  усердия  работника. Одно из средств самоутверждения личности.

  • Формирование  личностных    черт   школьников,   таких   как справедливость, совестливость, коллективизм, честность,  скромность, гражданственность.

Что же в себе содержат эти нравственные качества?

Справедливость – объективная сторона личностно-деловых качеств людей  и  их  деятельности,  признание  их  индивидуальности,  открытость  к общению, самокритичность.

Коллективизм  –  это  такая  организация  труда,  посредством   которой соединяются   индивидуальные,    групповые    и    общественные    интересы, ориентирующие  работника  на  достижение  конечных   общественных   полезных результатов,  способствует   заинтересованности   в   труде,   придает   ему положительный  социально-нравственный смысл. Умение работать в коллективе предполагает стремление  работать  сообща, готовность  прийти  на  помощь  товарищам,   дисциплинированность,   чувство ответственности за общее дело,  высокую  требовательность  к  себе,  чувство личной ответственности за результаты своего труда перед коллективом.

Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности, самоотдачи в  работе,  умение  говорить  правду  "в  глаза", требовательность к себе и к другим.

Скромность – исполнительность, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам.

 Гражданственность – личная ответственность перед обществом, людьми.

  • Воспитание культуры труда во всех ее проявлениях  (профессиональной, эстетической, экологической, правовой и др.)

Трудовая  культура  требует  выработки  следующих  основных   навыков:

  • правильно содержать рабочее место и инструменты,
  • умело  планировать  работу, правильно  использовать  различную  техническую   документацию,  
  • добиваться высокого качества работы, экономить время,
  • беречь материалы и инструменты.

Формирование осознанного, творческого отношения к труду, стремления и   умения   постоянно   совершенствовать   свое   профессиональное мастерство.

  • Воспитание   самостоятельности,   инициативности,    формирование готовности творчески различать проблемные ситуации,  старательно  и активно участвовать в управлении производством.

Воспитывает не столько сам труд, сколько те коллективные,  общественные

отношения, в которые включается школьник в процессе труда.

    Труд становится по-настоящему   воспитывающим  фактором  при  следующих

условиях:

    1. Труд учащихся должен  быть  общественно  полезным  трудом.  Школьник должен осознавать,  что  его  труд  представляет  определенную  общественную значимость, приносит пользу людям,  коллективу,  обществу.  Это  может  быть труд на пользу школе  (работа  на  пришкольном  участке,  оформление  школы, ремонт школьной мебели  и  учебных  пособий,  благоустройство  и  озеленение школьного двора, строительство школьной спортивной площадки).

    2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт,  имеющий определенную общественную  ценность.  Школьник  должен  ясно,  зримо  видеть реальные результаты своего  труда.  Здесь  очень  важно  на  деле  знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать  ученику  кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа  приносит  пользу,

у них пропадает всякое  желание  трудиться,  они  работают  по  принуждению, неохотно.

    3.  Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный  труд  –  это совместное выполнение общих трудовых задач,  это  труд,  объединенный  общей целью. Только такой труд вырабатывает  умение  подчинять  свое  поведение  в интересах  коллектива.  Именно  в  коллективе  формируются   и   проявляются нравственные  качества  каждого  труженика.  Коллективный   труд   позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу  каждому  отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой  взаимопомощи и солидарности.

    4. Труд школьника должен быть инициативным. Желательно,  чтобы  он  был творческим,  предоставлял  школьникам   возможность   проявить   инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше  интеллектуальных  усилий  требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.

    5.  В  труде  должны  применяться   различные   формы   самоуправления, самоорганизации  и  самодеятельности.  Самокоординация  помогает   развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения,  творческую  инициативу, чувство ответственности.

    6. Труд школьников должен быть посильным для них. Если труд  непосилен, то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять  веру  в  себя, отказываясь выполнять даже посильную работу.

    7.  При возможности труд школьников должен быть  увязан  с  их  учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими  знаниями  школьников  и  их практической трудовой деятельностью.

    8.   Совершенно   недопустимо   наказание   школьников   трудом.   Труд воспитывает  тогда,  когда  он  не  является  для  школьника  принуждением, наказанием. В  воспитательных  целях  можно  наказывать  школьника  лишением права трудиться в коллективе и с коллективом.

    9.  Необходимо  требовать от школьника не просто выполнения  работы,  а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения  к оборудованию, материалам, орудиям труда.  Если все указанные условия соблюдаются, то  труд  для  старшеклассников становится весьма привлекательной  деятельностью,  вызывает  у  них  чувство большого  морального  удовлетворения.  В   таком   труде   они   приобретают практический опыт правильного  общественного  поведения,   формируется  такая нравственная черта, как уважение к людям труда.  Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся  дух  коллективизма,  желание  жить  и  трудиться  в  коллективе, учить   творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека  в

условиях рыночной экономики.

            ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Для того, чтобы правильно выбрать   профессию, надо сориентироваться в трех вещах.

1.оценить каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности. Это “ Способности ”(могу).

2.определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом “ желания ”(хочу);

  1. узнать какие профессии пользуются спросом. Это “ востребованность ”(надо).

Что такое профессия

 

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

 

Пять типов профессий.

  • “человек-человек” Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер
  • “человек-техника” Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик
  • “человек-знаковая система” Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус
  • “человек-художественный образ” Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник
  • “человек-природа” Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог

 

Качества, которые являются профессионально важными при выборе профессии

 

1. Знания о профессиях и их востребованность.

2. Интересы

3. Способности, здоровье .

4. Мнение родителей, семьи.

5. Мнение сверстников.

6. Позиция учителей, профессионалов.

1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

2. Интересы

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности, здоровье .

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

4. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

5. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.

6. Позиция учителей, профессионалов.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районном центре занятости населения. Там также можно пройти тестирование, получить консультацию.

 

Каковы же типичные ошибки при выборе профессии ?

 

Незнание мира профессии

Незнание себя

Незнание правил

выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии.

Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья.

Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией.

Перенос отношения к человеку на профессию.

Выбор профессии «за компанию».

Неумение определить пути получения профессии.

 

 Профориентационная  работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом.

 

Цель этого этапа -   формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

 

 

Формы профориентационной работы в начальной школе.

 

  • Профессиографические экскурсии на предприятия и в организации .
  • Формирование социально-профессиональной направленности к трудовой деятельности .
  • Изучение и формирование социально и личностно значимых мотивов выбора профессии .
  • Организация общественного полезного производительного труда.
  • Формирование познавательных интересов.
  • Профессиографические встречи, классные часы.
  • Кружки трудового  и художественного творчества.
  • Система профориентационной работы с родителями и педагогами.
  • Индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии.

 

Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, стараются осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи.

                                          Р.Рождественский:

                                                                               Пока в пространстве кружится планета,

На ней пропахшей солнцем, никогда, не будет дня,

                                              Чтоб не было рассвета,

                                                                Не будет дня, чтоб не было труда!

Литература

  1.  Аверичев, Ю.П. "Нужна ли трудовая подготовка школьников?" //"Педагогика", 1991, №12 с. 34-39
  2. Батышев, С.Я. "Трудовая подготовка школьников: вопросы теории иметодики" – М.: "Педагогика", 1981 с. 68-78, с. 103-120.
  3. Интернет-портал – www. klass. by;  www.adu.by.
  4. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников Пособие для  классных руководителей, - М.: Просвещение., 1983 с. 87-109
  5. Лихачёва, Л.Д. Деловая  игра “Методическое  путешествие ”. / / Классный руководитель. – 2004, № 4. – с.43-49
  6. Сазонов,  В.П. Метадическое пособие для классного  руководителя.// Организация воспитательной  работы в классе.М.,2002.
  7. Осипова, М.П. , Г.А. Бутрим Г.А. // Работа с родителями Мн. 2003 г.
  8. CD “Партфолио  классного  руководителя”
  9.  Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде. – М.: Педагогика,1990, с. 13-20, с. 98-104
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.