Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Чем, на ваш взгляд, определяется успешность школы?
Всего 13 человек
Голосование
Какой вид отдыха ты предпочитаешь летом?
Всего 14 человек
Голосование
Оцените школьный сайт.
Всего 95 человек
Голосование
Нужен ли на школьном сайте форум?
Всего 75 человек

Памятка для педагогов по использованию исследовательских методов обучения

Дата: 9 апреля 2015 в 09:16

Памятка

для педагогов по использованию исследовательских методов обучения

Сущность исследовательского подхода в обучении:

  • введение общих и частных методов научного исследования в процесс познания;
  • организация учебной и внеучебной образовательной, творческой деятельности;
  •  актуализация внутрипредметных и межпредметных связей;
  • усложнение содержательной и совершенствование процессуальной сторон познавательной деятельности;
  • изменение характера отношений в системе «учитель – учащийся – ученический коллектив» в сторону взаимодействия.

Сущность исследовательского метода обучения  определяется  как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Функции исследовательского метода обучения:

  • обеспечение овладения учащимися методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их;
  • формирование у учащихся качеств творческой личности;
  • формирование интереса, потребности в исследовательской деятельности;
  • получение учащимися  полноценных, хорошо осознанных, оперативно и гибко используемых знаний;

Целью исследовательского метода является  развитие следующих умений:

  • актуализировать противоречия;
  • Ø находить и формулировать научную проблему;
  • Ø формулировать цель исследования;
  • Ø устанавливать предмет и объект исследования;
  • Ø выдвигать гипотезу;
  • Ø планировать эксперимент и его проведение;
  • Ø проверять гипотезу;
  • Ø делать выводы;
  • Ø определять сферы и границы применения результатов исследования.

Преимущества исследовательского метода:

  • Опора на базовые знания по данной теме позволяет осуществлять поисковую деятельность;
  • Сравнительно небольшой объем новых знаний позволяет выделить дополнительное время на творчество;
  • Приобретенные навыки подобной практической деятельности облегчают организацию экспериментального исследования;
  • Наличие опыта работы в группах ускоряют процесс обмена идеями при организации мозгового штурма;
  • Высокий интеллектуальный уровень класса (исследовательский метод является средством развития творческих способностей и удовлетворения потребности в активном самостоятельном поиске новых знаний);

Деятельность учителя, применяющего исследовательский подход в обучении, включает несколько этапов.

1 этап. Проведение дидактического анализа темы, подлежащей изучению с помощью исследовательского подхода. Дидактический анализ темы – это аналитическая деятельность учителя, направленная на вычленение основной и частных проблем, определение тематики и видов творческих заданий, а также организационных форм обучения, когда становится возможным введение методов научного познания.

2 этап. Разработка (проектирование) уроков с применением исследовательского подхода на основе диагностики уровня учебно-познавательной деятельности и творческих, исследовательских умений и навыков школьников.

3 этап. Информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода. Это может быть осуществлено путем подготовки информационных материалов в печатном виде или электронной форме (брошюра, стенд, дискета или диск), включая: название темы, изучаемые проблемы, план изучения с точным указанием времени и форм обучения, список литературы, тематику творческих заданий и методические советы по их выполнению.

4 этап. Организация учебного процесса с элементами исследования. Задания, выполняемые детьми, могут носить воспроизводящий и творческий характер, а также быть опережающими, что предполагает учебно-познавательную деятельность не только на уроках, но и во внеурочное время. При организации обучения как исследования целесообразно изучать материал крупным блоком, что позволяет воспринимать тему целостно. Это предполагает  такие организационные формы обучения, как лекция (вводная, проблемная, обзорная) и практические занятия (уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-дискуссии, уроки-консультации, уроки-практикумы, уроки-тренинги, уроки-экскурсии и др.). На уроках могут применяться индивидуальные, групповые, коллективные и фронтальные формы работы.

5 этап. Анализ и коррекция развития творческих, исследовательских умений и способностей школьников.

Требования, предъявляемые к профессионализму педагогов, реализующих исследовательский подход в образовании.

Организация и руководство исследовательской работой учащихся предполагает высокий уровень развития психолого-педагогических умений, мотивации, творческих способностей. К психолого-педагогическим умениям относятся  такие умения:

  • ставить перед детьми исследовательские задачи в понятной для них форме;
  • увлечь исследовательской проблемой, темой исследования;
  • организовать взаимодействие в исследовательской деятельности;
  • быть терпимым  к ошибкам учащихся, их идеям и мнениям;
  • создавать условия для обмена мнениями в ходе открытых дискуссий;
  • поощрять и развивать критичность мышления;
  • мотивировать и стимулировать выдвижение новых, оригинальных идей и направлений поиска;
  • учитывать интересы и следить за их динамикой;
  • быть гибким в индивидуальном выборе и темпе работы учащихся.

Формы организации учебно-исследовательской работы:

  • Традиционная урочная система (учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения)
  • Нетрадиционная урочная система (существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок — «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок — «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п.)
  • Учебный эксперимент (позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов)
  • Домашнее задание исследовательского характера (может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени)

Внеурочная деятельность (предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. Это факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учащимися учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий)

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.