Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Чем, на ваш взгляд, определяется успешность школы?
Всего 13 человек
Голосование
Какой вид отдыха ты предпочитаешь летом?
Всего 14 человек
Голосование
Оцените школьный сайт.
Всего 95 человек
Голосование
Нужен ли на школьном сайте форум?
Всего 75 человек

НАМ МИР ЗАВЕЩАНО БЕРЕЧЬ! Автор: Лицкевич И.В.

Дата: 9 августа 2017 в 11:32

Тема: «Нам мир завещано беречь!»

Цель: создание условий для воспитания у учащихся чувства гордости за миролюбивую политику нашего государства – Республики Беларусь.

Задачи:

​ расширить представление учащихся о мире как абсолютной ценности;

​ формировать образ мира как образ жизни на Земле;

​ содействовать формированию социально активной личности с гражданско-гумманистическим мировоззрением;

​ включить учащихся в миротворческую деятельность, направленную на милосердие;

​ воспитывать человека-гражданина, патриота Беларуси.

Эпиграф:
Моя Отчизна – реки, нивы,
Над Неманом зеленый гай,
Красивый Брест
И Минск шумливый –
Вся Беларусь из края в край.
Петрусь Бровка

Ход урока

1.​ Организационный момент

Не жарким солнышком согреты

Леса, еще листвой одеты,

У всех детей в руках букеты,

День хоть и грустный, но веселый,

Грустишь ты: «До свиданья, лето!»

И радуешься: «Здравствуй, школа!»

(Валентин Берестов)

Сегодня у нас праздник – День знаний, посвящённый началу нового учебного года. С волнением и радостью пришли вы сегодня в школу. Пришли за новыми знаниями, за новыми друзьями, за яркими и весёлыми эмоциями.

2.​ Введение в урок. Беседа

​  Прочтите эпиграф к нашему уроку.

​  О чем мы будем говорить на уроке? (О Беларуси)

(Показываем детям карту Беларуси)

​ Подберите синонимы к слову Родина. (Отчизна, Отечество)

​ Беларусь – наша Родина, Отечество, Отчизна.

На земном шаре много разных стран, но одна из них самая родная, любимая–это наша родина - Беларусь.

-​ Что для вас означает слово «Родина»? (ответы детей)

-​ Какая птица является символом Беларуси?

-​ А как появились аисты?

Послушайте одну легенду.

…Было это давно. Не было тогда ни гадюк, ни жаб, ни ящериц. Однажды Бог дал одному человеку завязанный горшочек: «На, отнеси его и брось в море; только смотри, не развязывай!»

Пришел человек домой, стал собираться в дорогу. А его любопытная жена уговорила его подождать до утра. Муж уснул, а жена развязала горшок и оттуда выскочили всякие гадюки, жабы и ящерицы. Испугалась жена, закричала. Вскочил человек, да босой, в белой сорочке, только накинув на плечи черную свитку, давай собирать эту нечисть. Собирал – не может все собрать. Тогда Бог и говорит: «Вы выпустили гадов, вам их и собирать». Тогда превратил он этих людей в аистов. Ходят они с той поры по болоту босые, с красными ногами, в белых сорочках, черных свитках и собирают всякую нечисть. Они и жить стараются среди людей.

​ Как вы думаете, почему именно аист является символом Беларуси? (ответы детей)

​ Развернув свои большие крылья-паруса летают аисты над полями и лугами, озерами и реками, над крышами домов нашей Родины. У белорусов есть поверье: тот, у кого на крыше поселился аист, - будет счастлив.

​ Мы с вами – граждане Республики Беларусь.

​ Кто такой гражданин? (Гражданин – это человек, который постоянно живет в данном государстве, пользуется его защитой и наделён совокупностью прав и обязанностей).

​ Каждый гражданин Беларуси должен знать символы своего государства. Назовите их. (Это герб, флаг и гимн).

​ Еще раз внимательно посмотрите на эти государственные символы и запомните их.

​ Послушайте стихотворение Эди Огнецвет «Земля с лазурными очами»
Земля с лазурными очами,
Раздолье речек и лугов.
Тут называют Васильками
Светлоголовых пареньков.
Звенят криницы, как цимбалы,
Тропинки светятся в лесах,
Поля, пригорки, перевалы –
Просторный шлях, далекий шлях!

​ Наша Беларусь страна голубых рек и озер, просторных, бесконечных полей, цветущих лугов, густых лесов, чистых и зеленых городов. Наши белорусские люди восхваляют нашу Родину, любуются и наслаждаются красотой нашей природы.

​ Назовите известные имена наших земляков, тех людей, которые славили и славят нашу Беларусь в мире. (ответы детей)

​ Это Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович и многие другие.

3.​ Определение значения слово МИР

​ Посмотрите на тему нашего урока и скажите: какое слово в ней основное? (Мир)

​ Что такое мир? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

У слова «мир» много значений:

1.Мир в широком смысле — всё, что существует, Вселенная.

2.Мир в более узком смысле  — планета  Земля.

3.Мир - название любой планеты. Используется как синоним слова планета.

4.Мир  — спокойствие, отсутствие войны, покой.

​ Для чего нужен мир?

4. Беседа о мире и войне

Мир – это утро, полное света и надежд.
Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!
К сожалению, наш народ слишком хорошо знает цену мирной жизни.
Слишком много суровых испытаний перенесла наша страна. Имя самому тяжелому испытанию – «война».

​ Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «война»?

​ А что такое война? 

Чтение стихотворения «Война» Д. Гомбожаева.

Война – это гибель всего родного:
               кров без людей, 
               люди без крова. 
Война – это чёрное, гнусное дело:
               тело без ног,
               ноги без тела. 
Война – это тысяч разлук причина:
               сын без отца, 
               отец без сына.
Война – это слёзы, зола и стужа:
              муж без жены, 
              жена без мужа. 
Война – это тучи пепла и смрада:
               стада без лугов,
               луга без стада.
Война – это кровь, эпидемия горя,
              пороха дым,
              селенья в огне…
Но вновь разгореться мы ей не дадим – войне.

Прошло 76 лет с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. 22 июня 1941 года - роковая дата, начало Великой Отечественной войны.

​ 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 

​ 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?

​ Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

​ 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 15 человек на каждые 2 метра земли!

​ 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

​ Казалось бы, эти страшные цифры должны заставить задуматься человечество. Но война продолжается и по сей день.

Радио, телевидение, газеты приносят нам страшные новости о военных действиях, которые продолжаются и сегодня.

​ Назовите те точки, где война оставила свой след.(отмечаются на карте)

Ирак, Иран, Афганистан, Чечня – эти названия говорят о многом. 

Вам, конечно, трудно представить, что и сейчас в разных уголках Земли, и даже совсем недалеко от нас, мирное небо затянуто копотью и гарью от разрывающихся снарядов и бомб, пожаров, которые уничтожают дома мирных жителей.  На войну отправляют совсем юных солдат, вчерашних школьников. А как приходится переживать их родителям!

Всё это происходит и в дружеской нам стране - Украине. Многие жители вынуждены покидать свои родные дома, уезжать из своей страны, прячась от бомб и снарядов.

​ Отчего же это происходит? В мире вокруг нас сейчас много зла, очень много безжалостных, безответственных людей. А зло, вражда и непонимание приводят к войне.

​ А можно ли избежать военных действий?

​ Как? Как сделать так, чтобы не было насилия, слёз, боли, отчаяния?

(Надо ответственно относиться к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.)

​ Скажите, а как нам живётся в нашей милой Беларуси?

​ Можем ли мы быть уверенны в завтрашнем дне, строить планы на будущее?

​ А кого мы должны благодарить за то, что над нашими головами голубое небо, что мы не слышим звуков снарядов, что рядом с нами наши родные и близкие люди?

5. Закрепление полученных знаний

Заменим антонимами

Синонимами войны являются слова: зло, вражда, ненависть, жестокость, бесчеловечность. Мы должны всегда помнить об этом, не ссориться, не злиться, не ругаться, а быть добрыми, иметь много друзей.

Давайте заменим эти «тёмные» слова «светлыми».

Зло - доброта

Вражда - дружелюбие

Ненависть - любовь

Жестокость- милосердие

Бесчеловечность - великодушие

Безразличие – отзывчивость

Эти прекрасные человеческие качества не даются человеку от рождения. Они развиваются, когда человек учится быть лучше, делать добрые дела. Если бы все люди имели эти прекрасные качества, тогда над нашими головами всегда было мирное небо.

Работа в парах. «Собери пословицы о мире и Родине»

Поработаем в группах (раздаются карточки с пословицами). Вспомним и составим пословицы о мире и Родине.

1.​ Мир строит , а война разрушает.

2.​ Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

3.​ Мир на планете счастливы дети.

4.​ Одна у человека мать одна и Родина.

5.​ Дружно за мир стоять войне не бывать.

6.​ Худой мир лучше доброй ссоры.

​ Какие ещё пословицы о мире и Родине вы знаете?

В мире жить — с миром жить.

Мир - дело великое.

Всякому мила родная сторона. 
Нет земли краше, чем Родина наша.

Человек без родины – соловей без песни.

С родной земли – умри, не сходи.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Кто за Родину горой – истинный герой


Чтение стихов

Мы с вами говорили, что в мире вокруг нас сейчас много зла, очень много безжалостных, безответственных людей. А зло, вражда и непонимание приводят к войне. Давайте мы сегодня обратимся к взрослым людям с посланием-просьбой.

1. Мамы, папы, 
все взрослые люди! 
Слушайте голос своих детей: 
Ядерных взрывов вовек пусть не будет, 
Путь войне преградите скорей!

2. Нам нужен мир на голубой планете, 
Его хотят и взрослые, и дети. 
Им хочется, проснувшись на рассвете, 
Не вспоминать, не думать о войне.

3. Нам нужен мир, чтоб строить города, 
Сажать деревья и работать в поле. 
Его хотят все люди доброй воли. 
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

4.Для дружбы, для улыбок и для встреч 
В наследство получили мы планету. 
Нам этот мир завещано беречь 
И землю удивительную эту.

5. Завещано беречь нам этот мир- 
Такой неповторимый на рассвете, 
Он с детства очень дорог нам и мил, 
За будущее мира мы в ответе.

6. Мы не дадим стать пеплом и золой 
Тому, что красотой земной зовется. 
Пусть будет мирным небо над Землей, 
Пусть вечно детство звонкое смеется!

7.Ты нарисуешь яркое солнце, 
Я нарисую синее небо
Он нарисует колосья хлеба, 
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный…
Мы зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

1.​ Коллективная работа

А сейчас предлагаю внести свой вклад в дело мира.

​ Скажите, какая птица является символом мира? (голубь с оливковой веточкой в клюве)

​ Чтобы планета Земля была красивее, давайте украсим её фигурками голубей, сделанными нами, и своими ладошками, вырезанными из цветной бумаги, с пожеланиями мира. (Ребята изготавливают голубей и на ладошках пишут пожелания о мире)

тревожные новости. То в одном, то в другом конце земного шара падают на

землю бомбы, горят школы и больницы, гибнут сотни людей. Почему так

происходит? Что мешает людям мирно жить?

7.​ Подведение итогов: 

Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться. Нам, новым поколениям, дорого будущее планеты, будущее нашей родной Беларуси. Наша задача — беречь мир, стремиться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь. 
Небо должно быть голубым, солнце ярким, теплым, добрым и ласковым, жизнь людей безопасной и счастливой.

8. Рефлексия

Ученица читает стихотворение: «А мне сейчас 11лет»:

А мне сейчас 11 лет.
Я кто, ребёнок или нет?
Ещё учусь, ещё играю,
Я много думаю и знаю.
И много сделать что смогу,
Я перед взрослыми в долгу.
Я географию учу,
Полезной людям быть хочу.
А кто-то, где-то может быть,
Давно решил меня убить.
Он кнопку чёрную нажмёт,
Запустит бомбу и уйдёт.
И снова будет пить и есть,
А у него ведь дети есть.
А если кто-то их убьёт?
Как он их смерть переживёт?
У бомбы нет ушей и глаз.
Она убьёт и вас и нас.
Я географию учу.
А вот возьму и закричу:
«Родятся люди, чтобы жить,
Не позволяйте МИР убить!»

Заключительное слово учителя

Наш разговор подошел к концу. Я хочу обобщить все сказанное.

Каждый гражданин РБ, каждый белорус должен любить свою Родину, уважать свой народ, людей, с которыми мы встречаемся, общаемся, делать все возможное для развития и процветания нашей Беларуси.

А ваша задача в стенах школы старательно учиться, упорно трудиться, чтобы ваш второй дом был уютным, красивым и цветущим.

«Никто не создан для войны». Как хорошо жить под мирным небом, играть, радоваться, иметь друзей. Давайте все вместе будем беречь этот мир! Беречь нашу любимую Беларусь!

Успехов вам, старания и терпения в новом учебном году.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.