Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Чем, на ваш взгляд, определяется успешность школы?
Всего 25 человек
Голосование
Какой вид отдыха ты предпочитаешь летом?
Всего 27 человек
Голосование
Оцените школьный сайт.
Всего 110 человек
Голосование
Нужен ли на школьном сайте форум?
Всего 90 человек

Концепция развития музея

Дата: 20 декабря 2018 в 09:36

Концепция развития  историко-краеведческого музея

ГУО «Учебный педагогический комплекс Субочский 

детский сад – средняя школа»

I. Введение

Школьный историко-краеведческий музей  является частью образовательной и воспитательной системы школы.

Музей - это центр духовно - нравственного, патриотического и эстетического воспитания.

Музей - это средство развития личности ребёнка, одна из форм

самообразования.

Школьный музей является одновременно и учебным классом, и игровой площадкой, и творческой мастерской.

Девиз музея: «Всё, что».

         Историко-краеведческий существует с 18.12.2015года. Наш музей комплексный, он состоит из двух разделов экспозиций, каждый из которых рассказывает об истории родного края.

 В музее представлены следующие экспозиции:

1. «Белорусская хатка».

2. С истории деревни Субочи .

3. Фольварк Косин.

4. Знаменитый этнограф Михаил Федоровский.

5. Боевой путь группы «Стойкие».

6. Они прошли дорогами войны.

7. Воины-земляки, которые погибли на войне.

8. Жертвы войны. Память о войне.

9. С истории хозяйства «Заря и К» Субочского сельского совета.

10. С истории школы.

Музей  занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы. Он  помогает зажечь искорку любви и интереса в жизни народа, к его искусству, культуре, краеведению, истории деревни в разное историческое время, помогает воспитывать патриотов. Внедрение материалов музея в урочную деятельность позволяет на основе музейной экспозиции создать у ребёнка целостную картину мира, представление о движении времени. Педагог призван соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность ребёнка духовным наследием прошлого.

II. Содержание, проблемы патриотического воспитания и обоснование    необходимости их решения средствами школьного музея.

Патриотическое воспитание - задача общегосударственного значения.

Государство будет процветать только в том случае, если каждый его гражданин будет обладать суммой знаний об истории Родины, её культуре. 

Деятельность музеев образовательных учреждений как раз и направлена на

воспитание такого человека. Целостная система патриотического воспитания,одним из формообразующих компонентов которой является музей, позволяет формировать у подрастающего поколения высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей Беларуси.

Музей школы объединяет в себе содержание военного, исторического и этнографического музея.

 Среди основных форм работы школьного музея, таких  как экскурсии, встречи с ветеранами, классные часы, праздники многие другое большое значения имеет  проведение уроков в школьном музее. Экспозиционный потенциал музея  должен помочь оживить учебный процесс, приобщить детей к истории своей страны, своей малой родины.

III. Цели и задачи школьного музея.

Основные направления деятельности музея - это информирование, обучение, общение, развитие творческих способностей школьников.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-

патриотических качеств, расширение кругозора и развитию у  учащихся

практических  навыков поисково-исследовательской деятельности, служить

целям  совершенствования образовательного процесса средствами

дополнительного обучения.

Деятельность музея посвящена исследованию материалов по отечественной истории, краеведению, сохранению исторической памяти народа и изучению культурно - исторического наследия малой родины.

Объект деятельности - история и современность малой родины, школы, хозяйства «Заря и К».

Предмет деятельности - история и современность родного края, предметы крестьянского быта и народные ремёсла, мужество и героизм земляков в годы Великой Отечественной войны.

Цель деятельности музея - образовательно-просветительская работа и

патриотическое воспитание учащихся с помощью исторических знаний, пропагандирующих  традиции народа, формирующих у детей чувство 

и сознание уважения к историческому прошлому нашей страны, гордость за её славное  прошлое через историю собственных предков.

Предполагаемая аудитория музея - учащиеся своей и соседних школ, молодежь, родители, ветераны войны и труда, жители микрорайона.

IV. Идейный замысел музея. 

Историко-краеведческий музей  - это комплексный музей, в котором

представлены экспонаты по очень разным направлениям истории нашей малой родины. Проект музея предусматривает использование музейного помещения площадью 22 квадратных метра с четырьмя витринами и девятью стендами, одним обзорным залом. В экспозициях отражен крестьянский быт ХV - ХХ веков, история деревень и её жителей в годы Великой Отечественной войны, развитие родной школы, хозяйства «Заря и К», Субочского сельского совета. Современная история также представлена в музее.

 Школьный музей призван способствовать:

- формированию у учащихся интереса познавать прошлое об истории своей

Малой родины, а также истории своей школы;

- овладению практическими навыками поисковой и научно - исследовательской деятельности;

- воспитанию толерантности и культуры мира в школьной среде;

- совершенствованию исторического образования учащихся, расширению их

кругозора.

 Фонд открытого хранения предметов музейного значения представляет собой пространство (стеклянные витрины и стенды, обзорный зал), предназначенное:

- для встречи с гостями музея;

- классных часов и обзорных экскурсий, праздников;

- для проведения  игровых программ, интерактивных уроков по предметам

гуманитарного цикла;

- для проведений занятий с учащимися и активом школьного музея, для

осуществления ими научно – исследовательской, научно – фондовой и 

экскурсионной работы;

V. Перспективы развития музея:

- осуществлять сменные тематические выставки, посвященные памятным датам истории Родины;

- использовать музейные предметы экспозиций школьного музея в учебно-

исследовательской и проектной деятельности учащихся;   - проводить совместные мероприятия с ветеранами труда, привлекать их к работе актива музея;

- использовать инновационные формы работы в деятельности музея;

- устанавливать связи с другими музеями, привлекать родителей к работе в

музее;

- пополнять фонды музея, обновлять экспозиции;

- проводить на базе музея уроки, праздники, интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми, тематические вечера и т.п.;

- обновлять страничку школьного сайта  «Школьный музей»;

- создать мультимедийное портфолио по экспозициям музея.

VI. Совершенствование программы деятельности музея.

Организация деятельности музея  опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Беларуси:

- Кодекс РБ «Об образовании»; 

-  Закон «О музеях и музейном фонде РБ»;

- Конвенция ООН «О правах ребенка»;

- Положение о школьном музее.

Задачами педагогического коллектива являются не только обучение, но и воспитание культурного, творческого человека, способного воспринимать и ценить принципы добра и красоты. Эти задачи решает  школьный музей с его экспозицией, подлинными предметами, имеющими историческую ценность.

Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, чему способствует музейная педагогика. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков (урок - путешествие, урок - игра, урок - знакомство, уроки творчества), на которых могут использоваться музейные экспозиции и

различные музейные экспонаты. Обучение в музее может проводиться в какой - то другой нетрадиционной форме (например: встреча с интересными людьми - писателями, ветеранами, литературно - музыкальные гостиные, и т.п.). Такие уроки в музее стимулируют интерес детей к прошлому родного края, побуждают задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, находить объяснения.

Использование краеведческого материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. На вещественных и документальных материалах музея могут быть написаны рефераты, доклады, творческие проекты. Дети могут

соприкоснуться с древностью, поработать с документами, соприкоснуться с

прошлым "вживую".

     Интегрированные уроки в школьном музее, игровые программы, праздники и многие другие мероприятия помогают раскрывать культурный потенциал музейных предметов и активно использовать их в учебном процессе, в урочной деятельности общеобразовательных учреждений.

VII. Механизм реализации программы развития музея. Руководство

работой музея.

      Музей организует свою работу  на основе самоуправления. Работу музея

направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

- направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея;

- организует учёт и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по

экспозиции музея;

- разрабатывает план работы.

     Осуществление целенаправленного систематического педагогического

руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-

воспитательном процессе. Ответственным за деятельностью совета является

руководитель школьного музея. Но главную координацию и контроль по

развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его

заместитель по воспитательной работе.

VIII. Оценка эффективности реализации программы развития музея.

      В результате осуществления программы развития музея ожидается:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- возрождение истинных духовных ценностей белорусского народа;

- сохранение и развитие его славных боевых  и трудовых традиций;

- оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.