Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Чем, на ваш взгляд, определяется успешность школы?
Всего 15 человек
Голосование
Какой вид отдыха ты предпочитаешь летом?
Всего 16 человек
Голосование
Оцените школьный сайт.
Всего 96 человек
Голосование
Нужен ли на школьном сайте форум?
Всего 76 человек

Классный час "В поисках будущей профессии". Автор: Дубровская О.В.

Дата: 7 августа 2017 в 13:01, Обновлено 7 августа 2017 в 13:01

Классный час (круглый стол)

«В поисках будущей профессии»

8 класс

Дубровская О.В.

Классный руководитель 8 класса

Цель классного часа:

  • дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;
  • активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Задачи:

  • дать представление об основных понятиях профориентологии;
  • познакомить с основными факторами выбора профессии;
  • познакомить с типичными ошибками в профессиональном самоопределении;
  • создать условия для проявления учащимися инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности и открытости;
  • формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;
  • помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;
  • создать положительную мотивацию выбора профессии.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • видео урок  «Ты и твоя будущая профессия»
  • памятки «круглый стол и его правила»
  • стикеры, ватман
  • бумага, ручка;

Предварительная работа:

К данному мероприятию с учащимися заранее:

  • обсуждался выбор темы и интересующие  их вопросы в рамках данной темы

Ход мероприятия

На экране слайд «Круглый стол. В поисках будущей профессии»

В кабинете столы расставлены буквой П. На столах перед каждым участником мероприятия листы чистой бумаги, ручки.

1. Организационный момент

Классный руководитель

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли они свою работу? Как выбирали они род занятий?.. В мире огромное множество профессий. Как найти среди них свою? На что ориентироваться? Попробуем это сегодня выяснить.

Эпиграфом классного часа я выбрала такие слова о труде:

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»

(Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия»

(Стендаль)

Классный руководительВыбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Сегодня мы  собрались за этим круглым столом, чтобы обсудить важный для вас вопрос – выбор будущей профессии. Сегодня мы будем с вами обсуждать, какие факторы влияют на выбор профессии, что такое профессия, специальность, специализация, и как не ошибиться с выбором профессии.

Наше обсуждение пройдет в форме круглого стола, которую мы будем использовать впервые.  Поэтому,  я предлагаю, вам познакомиться с правилами круглого стола (на столах лежат информативные памятки круглого стола)

Классный руководитель озвучивает основные правила:

Правило первое.

«За КС нет более или менее важных мнений. Все равны и очень важны».

Правило второе.

«За КС не критикуют и не спорят, а только добавляют».

Правило третье.

«За КС ответы зависят только от желания прийти к общему результату».

Правило четвертое.

«За КС ведущий направляет обсуждение»

Этих правил мы с вами будем придерживаться при обсуждении за КС.

2. РАЗМИНКА «СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ПРОФЕССИЙ?»

Прежде чем двигаться дальше, предлагаю сделать небольшую разминку… и записать на листочке бумаги те профессии, которые вы знаете.

Итак, сколько их получилось в вашем списке? Обычно в пределах 20-30. если вспомнилось 50 или больше – значит, вы ориентируетесь в мире профессий гораздо лучше, чем большинство подростков. А сколько их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессий… По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий.

Итак, заряд на общение получили. Можно приступать к серьезной работе.

3. ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 

(профессия, должность, специальность, специализация).

Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже задумывался о выборе профессии. Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?

А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?

На экран поочередно выводятся понятия. Ребятам предлагается описать свое понимание, представление о сущности этого явления. Ассистент фиксирует на листках идеи  ребят. Используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.

После работы над каждым понятием на экран выводится определение (слайды 2-5): 

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации (слайд 2).

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии (слайд 3).

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения (слайд5).

4.ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ПРИ ВЫБОРЕ.

Видеофильм «Как не ошибиться с выбором профессии» (обсуждение)

Какие пять типов профессий вы запомнили? (приведите примеры)

  • “человек-человек” Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер
  • “человек-техника” Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик
  • “человек-знаковая система” Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус
  • “человек-художественный образ” Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник
  • “человек-природа” Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог

Какие качества являются профессионально важными?

совместно с участниками формулирует ответ (это те качества личности, характера, особенности познавательной сферы, которые необходимы человеку для успешного освоения данной профессии)

Что нужно учитывать выбирая профессию? (слайд6).

Обсуждаются побудительные факторы ( способности, интересы, востребованность).

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.

  1. оценить каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности. Это “ Способности ”(могу).
  2. определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом “ желания ”(хочу);
  3. узнать какие профессии пользуются спросом. Это “ востребованность ”(надо).

В том случае, если вы сумеете совместить “хочу”, “могу”, “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным.

Формула выбора профессии         Способности-желания- востребованность

На основании чего вы собираетесь выбирать профессию?

Проводя предварительную работу,  некоторым из вас было дано задание подготовить сообщение.

1 Выступающий

1. Чем руководствуются молодые люди при выборе будущей профессии.

ФИЗМИНУТКА

Игра "самая-самая". О какой профессии идёт речь, отгадайте:

- самая сладкая;

- самая денежная;

- самая человечная;

- самая детская;

- самая серьезная;

- самая волосатая;

- самая вкусная;

- самая зубастая.

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, по совету родителей, путем проб и ошибок.

Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии? (обсуждение в парах)

Дети думают и обсуждают основные факторы выбора профессии, предложения детей фиксирует ассистент. На основании их предложений педагог совместно с детьми делает выводы (слайд7).

1. Знания о профессиях и их востребованность.

2. Интересы

3. Способности, здоровье .

4. Мнение родителей, семьи.

5. Мнение сверстников.

6. Позиция учителей, профессионалов.

1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

2 Выступающий

2.Какие профессии востребованы сегодня на рынке труда.

2. Интересы

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности, здоровье .

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

4. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

5. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.

6. Позиция учителей, профессионалов.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районном центре занятости населения. Там также можно пройти тестирование, получить консультацию.

тренинг «Рука судьбы»

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции. Делаем выводы.

Каковы же типичные ошибки при выборе профессии ?

Незнание мира профессии

Незнание себя

Незнание правил

выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии.

Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья.

Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией.

Перенос отношения к человеку на профессию.

Выбор профессии «за компанию».

Неумение определить пути получения профессии.

5.Работа в парах

-Все присутствующие делятся на группы и составляют рекомендации по выбору профессии.

-Обмен информацией, создание единого варианта рекомендации. (слайд 8)

6.Подведение итогов, рефлексия

Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

  • Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.
  • Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.
  • Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.

Рефлексия

«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»

«Было интересно…»

«Меня удивило…»

«Я понял, что…»

И в заключении я хочу вспомнить одно хорошее русское выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

Классный руководитель. Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.

Всем спасибо за участие в обсуждении такого важного вопроса «Моя будущая профессия».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.