Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Чем, на ваш взгляд, определяется успешность школы?
Всего 17 человек
Голосование
Какой вид отдыха ты предпочитаешь летом?
Всего 19 человек
Голосование
Оцените школьный сайт.
Всего 99 человек
Голосование
Нужен ли на школьном сайте форум?
Всего 81 человек

Индивидуализация и дифференциация обучения математике учащихся начальных классов

Дата: 7 декабря 2015 в 12:06

Методический вестник

“Индивидуализация и дифференциация обучения математике

 учащихся начальных классов”

                                                        

 

Разработано на методическом объединении

учителей начальных классов

Руководитель МО: Почебыт Л.Э.

 

 

Субочи, 2015

 

 

Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей, способностей.

Индивидуальный подход обеспечивает:

  • устранение трудностей в учении отдельных  учащихся;
  •  возможность развития всех способностей учащихся;
  •   систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  • фиксация и анализ полученных результатов;
  • постановка новых педагогических задач.

 

Соотношения индивидуализации и дифференциации

И в индивидуализации и в дифференциации учитываются индивидуальные особенности учеников.Их отличие заключается в том, что при индивидуализации учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, а при дифференциации – групп учеников.

Дифференциация обучения-это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные группы.

Уровни дифференциации

1-й – уровень класса (внутренняя)Различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса

2-й – уровень школы (внешняя)Дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями

3-й – уровень образовательной системы (внешняя)Дифференциация между школами, создание различных типов школ

Способы дифференциации.
1.Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Может быть репродуктивной и продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, решение задач знакомых видов, нахождение значения выражения на основе изученных вычислительных приёмов.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, требующие осуществлять более сложные мыслительные действия.

Дифференцированная работа организуется различным образом.
Учащимся с низким уровнем предлагаются репродуктивные задания, а учащимся со средним и высоким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества.
Например: В вазе лежало 5 жёлтых яблок и 2 зелёных яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?
1группа – решает задачу.
2 группа – решает 2 способами.
3 группа – пробует изменить задачу так, чтоб её можно было решить 3 способами.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся.
- усложнение математического материала:
1 и 2 группы используют при решении примеров однозначные числа.
3 группа – двузначные числа.

3. Дифференциация заданий по объёму учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся
2 – й и 3 – й группы выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание.
Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи или упражнения игрового характера.
Например: 15 – 7                     12 – 6
                    13 – 8                      16 – 9
                    14 – 9                      11 – 8
Задание: Найти сумму ответов в каждом столбике.

4.Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. В основном од руководством учителя работают ребята из первой группы.

5.Дифференциация работы по характеру помощи учащихся.
Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Кто испытывает затруднения, этим ребятам помогает учитель. Наиболее распространёнными видами помощи являются карточки – помощницы.
Задача: Дядя Фёдор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Фёдор привёз Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов.

 - Подумай, какие числа не нужны для решения задачи?
 - Верно ли составлена краткая запись задачи:
Привезли - ? 15б. и 13б.
Съел - ?
Осталось – 9б.
 - Воспользуйся схемой и реши задачу.
1) * + * = * (б.) привезли
2) * - * = *(б.)

6.Дифференциация работы по форме учебных действий.
Оно может быть предметное, речевое, умственное. Может выполняться по разному.
Например: На ветке сидело 5 птиц, 2  птицы улетели. Сколько птиц осталось?
1 группа – использует счётный материал (картинки с изображением птиц)
2 группа – с помощью рисунка, выполненного на доске
                       * * * * *
3 группа – решает в уме, без наглядной опоры.
Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом.
 Рекомендации:

  • С целью эффективности развития потенциала школьника использовать в учебном процессе дифференциации  индивидуальный подход в обучении;
  • Используя новые методы и приемы добиваться повышения знаний учащихся
  • При подготовке к уроку предусмотреть время и место для самостоятельной дифференцированной работы;
  • Использовать для  дифференцированной работы над задачей разные приёмы: записи на доске, указания в учебнике, комментирование, опоры на схемы , таблицы, работу с картами и перфокартами.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.